olesyavalger (olesyavalger) wrote,
olesyavalger
olesyavalger

Category:

Дистанционное обучение не нравится никому — и есть пять простых причин, почему оно именно такое.

Написала по просьбе коллег колонку, почему ждать качественного дистанционного обучения в школах не получится. Вроде бы вещи изнутри очевидные, но такое ощущение, что многие родители как будто не подозревают, что "бесплатное образование" у нас ещё не развалилось только за счёт того, что многие учителя фактически годами занимаются благотворительностью, а государство так, делает вид, что всё нормально и на шесть тысяч в месяц вообще возможно учить ребёнка 10-12 предметам.



Дистанционное обучение не нравится никому — и есть пять простых причин, почему оно именно такое.
---------------------------------------------------

1. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ УСТРОЕНА ТАК, ЧТОБЫ БЫТЬ УЛЬТРАДЕШЁВОЙ

Государство много лет лишь притворяется, что обеспечивает качественное бесплатное образование. На деле же финансирование школьного образования легло на плечи нищих муниципалитетов и его хронически не хватает.

Расходы на общеобразовательные школы в Новосибирске — около 13 миллиардов рублей; в городе примерно 180 тысяч школьников. Получается чуть больше 70 тысяч рублей на школьника в год, или 6 тысяч в месяц. На эти деньги нужно содержать здания и территорию школ, организовывать работу столовых, проводить ремонт, платить зарплату всем сотрудникам и проводить 30 уроков в неделю для каждого. То есть средние курсы английского языка стоят больше, чем государство сейчас тратит на организацию полного школьного образования.

Это не бюджет развития, это бюджет нищего существования, из которого просто невозможно платить приемлемую зарплату за законную норму учительской нагрузки — 18 уроков в неделю.

--------------------------------------------

2. В ШКОЛАХ ХРОНИЧЕСКИ НЕ ХВАТАЕТ УЧИТЕЛЕЙ

Каждый год в новостях мы слышим, что в школах острый дефицит учителей. На сайтах по поиску работы постоянно актуальны около трёх тысяч вакансий только в Новосибирске. Например, jobsora.com от 20 апреля 2020: 3 559 вакансий со средней зарплатой 21 640 рублей.

Это проблема не только России: ещё в 2016 году в докладе Статистического института ЮНЕСКО нехватка учителей в мире оценивалась в 69 миллионов человек, и в 2018 году глава ЮНЕСКО Одри Азуле отмечала, что, чтобы полностью закрыть потребность систем образования в учителях, каждому образованному человеку необходимо рассмотреть возможность часть своей жизни посвятить преподаванию.

Но в России есть парадоксальное сочетание: мы ожидаем качества образования, как в развитых странах, а финансируем его хуже, чем половина развивающихся стран.

----------------------------------------------

3. РАБОТАЮЩИЕ УЧИТЕЛЯ УЖЕ ДАВНО И ПЛОТНО ПЕРЕГРУЖЕНЫ

Государство требует, чтобы все основные предметы были закрыты кадрами. Но их нет, поэтому нагрузку по таким предметам вынуждены брать на себя уже работающие учителя: работать на две ставки, откладывать выход на пенсию, внезапно подхватывать смежные предметы, если другой учитель уволился в середине года. Директора школ выкручиваются, как могут — доходит до того, что классному руководителю 11 класса, например, дают ещё одно руководство 5 классом, чтобы чувство личной ответственности по отношению к детям удержало человека на работе ещё несколько лет. Потому что зарплата не удержит, учитель устал, а так «рука не поднимается их бросить».

Школы не нормируют и не оплачивают подготовку к занятиям, а она занимает больше половины рабочего времени. Большинство учителей работает больше, чем на одну ставку — потому что на одну не прожить, да и потому что администрация всеми способами уговаривает взять больше. У подавляющего большинства учителей нет и не было никакого запаса лишнего времени. На

момент перехода на дистанционное обучение они уже эксплуатировали всё своё время максимально.

-------------------------------------

4. ШКОЛА ДЕРЖИТСЯ НА ВЫГОРЕВШИХ УЧИТЕЛЯХ И ЭНТУЗИАСТАХ

Перегруженные учителя в итоге выгорают. Они поддерживают минимально приемлемое качество образования и дисциплину, ожидая, что наконец найдётся, кем их заменить. Но молодые учителя, как правило, ненадолго задерживаются в этой мясорубке, потому что в первые годы работы качественная подготовка к занятиям занимает сильно больше времени.

Есть энтузиасты, которые делают своё дело очень хорошо несмотря ни на что. Структура их мотивации такая же, как у активистов благотворительных фондов. Качественное преподавание действительно можно считать благотворительностью, потому что наша школьная система не может его себе позволить, и хороший учитель делает практически всё сверх минимума за счёт своего личного времени. Когда учитель в день встречает минимум 150 человек, любой элемент личного отношения — это результат никем не отмеченного волевого усилия.

Резкий переход на дистанционное обучение сейчас нагрузил всех, кто уже работал в формате хронических перегрузок, но сильнее всего нагрузил именно тех энтузиастов, которые все эти годы пытались компенсировать низкое системное качество за счёт своих личных усилий.

--------------------------------------

5. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ КАЧЕСТВЕННЫМ, НО НЕ ПРЯМО СЕЙЧАС И НЕ В ЭТИХ УСЛОВИЯХ

В мире есть школы, которые давно работают в дистанционном формате и успешно с ним справляются. Это, к примеру, школы для людей с ограниченными возможностями здоровья или школы в удалённых северных районах Канады и США, где есть необходимость посещать школу, не передвигаясь в неё каждый день. На опыте этих школ видно, что у дистанционного обучения есть ряд особенностей:

• Оно сильно дороже очного обучения. В такой школе нужно много учителей, каждый из которых ведёт один-два предмета и всё остальное время занимается подготовкой, проверкой и обеспечением учебного процесса. В дистанционном формате невозможно одному человеку качественно преподавать шесть уроков в день.

• Оно требует большой и постоянной семейной поддержки. В обычной школе минимум внимания обеспечивается за счёт бедной стимулами среды, где самое интересное, что происходит, — это собственно урок. Дома так не бывает, и тот же минимум внимания приходится обеспечивать за счёт дисциплины или самодисциплины.

• Переход на качественное дистанционное обучение требует подготовки и дополнительных ресурсов. Нужно оплачиваемое время учителя, не занятое ничем другим — и не неделя, а чаще всего несколько месяцев. Нужна качественная техподдержка, которой сейчас нет. Нужна проверенная, установленная, настроенная техника — а сейчас учителя работают на личных ноутбуках. В большинстве стран, включая нашу, «дистанционное обучение» — это отдельная специальность магистратуры, и трёхдневные курсы «как установить zoom» её не заменят, потому что дистанционное обучение отличается от очного методически.

---------------------------------------------

Поэтому нам не стоит удивляться, что дистанционным образованием недовольны и учителя, и ученики, и родители.

В условиях недостатка ресурсов и времени учителя-энтузиасты попытаются сохранить приемлемое качество и, скорее всего, надорвутся, а выгоревшие учителя смогут только сымитировать какое-никакое дистанционное обучение. Это всё вызовет шквал родительских жалоб, все контролирующие организации найдут способ наказать школы за невыполнение заведомо невыполнимого, и основной удар примут на себя именно учителя-энтузиасты.

Нам стоит спросить государство, почему самая главная его функция финансируется по остаточному принципу. Нам стоит требовать у государства финансировать школы вперёд силовых структур. Нам стоит требовать у государства начать платить учителям хотя бы среднюю зарплату по региону за одну ставку — без махинаций со статистикой. И нам не стоит питать иллюзий, что наша крайне дешёвая система способна в кризисный период выдавать хотя бы тот уровень, к которому мы привыкли, — и уж точно не стоит обвинять в этом друг друга.

Олеся Вальгер, член партии «Яблоко»,
старший преподаватель ФГБОУ ВО «НГПУ»,
бывший учитель английского языка

Источники статистических данных:
https://gorsovetnsk.ru/budgetgo…/budget/rashody/obrazovanie/
https://novo-sibirsk.ru/about/numbers/
https://ru.jobsora.com/novosibirsk/uchitel
https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000246124
https://data.worldbank.org/indicator/se.xpd.totl.gd.zs
https://ourworldindata.org/financing-education#all-charts

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments